Previous Entry Share Next Entry
The Power of Habit - Charles Duhigg / Change Management: The People Side of Change
bones_drinking
nika_ru
В моем карьерном плане (это у нас так называется план развития на год) я написала, что прочитаю три книжки по управлению изменениями (очень СМАРТ написала, обязательно три и обязательно по управлению изменениями). Еще в декабре я прочитала Коттера, оставалось две книжки, я быстренько прочитала Change management: The people side of Change, где авторы буквально за 100 страниц рассказывают про методологию ADKAR (Awareness, Desire, Knowledge, Ability, Reinforcement), в принципе с точки зрения концепции все очень понятно и просто, трудности начинаются когда начинаешь с конкретными людьми работать, там уже искусство начинается.
Вообще-то я хотела совсем схалявить и третью книжку прочитать у тех же авторов (и примерно такую же короткую), но решила, что это будет нечестно, и пошла озадачилась вопросом, что в моем списке чтения из поп-бизнес литературы можно назвать книжкой по управлению изменениями.
И вот "Сила привычки" вполне под это определение подошла, поэтому я ее быстренько и прочитала.

Бывают такие книжки, которую берут какую-то одну концепцию и пытаются натянуть ее на глобус (то есть объяснить весь мир, используя только эту концепцию). Вот это одна из таких книжек. Собственно, та часть, которая про привычки в организациях и коммьюнити - это зверская помесь всего чего угодно, только не привычек в моем понимании, хотя если от них отвлечься, то и там полезная информация тоже была. Допустим, мне очень понравилось, как авторы объяснили "синдром Розы Паркс", когда весь город в едином порыве перестал ездить на автобусах, через тесные или слабые связи (грубо говоря, что ее практически весь город знал через одно рукопожатие).
Я вообще люблю книжки, где много разных историй с примерами, в этой книжке с примерами в большинстве случаев хорошо, но иногда автор начинает историю с динозавров прямо и рассказывает прямо медленно-медленно, пока поймешь, какую он мысль пытается подкрепить историей, страниц 5 пройдет. Но много хороших историй, которые потом можно использовать в разговорах.

Самой полезной оказалась первая часть, где собственно про привычки конкретного человека, причем в том числе на физиологическом уровне, про отделы мозга, про цикл и т.д. Собственно, цикл привычки состоит из сигнала (триггера), программы действия и награды (переводы взяла из рецензии на русскую книжку). И после многократного повторения привычки сохраняются в таком отделе мозга, где воспоминания не хранятся, поэтому часто после того момента, как мы получили сигнал, наш мозг выключается и просыпается уже в финальной точке. И потом мы думаем, что делали что-то на автомате или на автопилоте.
Поэтому от привычки невозможно избавиться, ее можно изучить и заменить. А если чтобы развить у себя привычку, нужен какой-то сигнал и какая-то награда в конце. Я вот сейчас занимаюсь изучением отсутствия привычек у дочери, обнаружила очень простую вещь: сигналом сделать определенные действия является "папа/мама сказали", а не собственные ощущения. Но когда папа отказался напоминать, что нужно убрать школьные вещи в комнату (программа действия) и не отпустил вечером играть с друзьями (награда), ребенок быстро догадался, что нужно возле входа повесить себе бумажку со списком того, что нужно сделать (сигнал).

Совершенно потрясающий в книжке рассказ о том, как вся Америка начала чистить зубы. А еще очень интересный рассказ про средство, убивающее запахи, Febreeze, и как его продвигали на рынке сначала неудачно. И интересен этот рассказ тем, что у меня в ванной комнате стоит три бутылочки этого самого Febreeze, вернее, его последующей реинкарнации.

Во второй части автор рассказывает про привычки в организациях, и там целая каша получилась с моей точки зрения, там и про то, что понимание общей цели улучшает мотивацию, и про пользу обучения, и про то, что нужно в голове проигрывать/планировать сложные сценарии, чтобы заранее знать, как поступишь. И про силу воли зачем-то еще, про то, чтобы людям подсунуть новое и неизвестное, нужно завернуть его в знакомое и хорошее,
Еще про Target и как они научились предсказывать, что покупательницы беременные по тому, что они покупают, и как они стали им рассылать купоны на то, что согласно их данных беременные покупают на этом сроке (естественно, вместе с купонами на то, что покупательницы никогда не купят, чтобы они не дай бог не подумали, что за ними следят).

В третьей части речь идет про привычки в обществе, и тут уже начинается полное кто в лес, кто по дрова, хотя опять же, истории интересные, про Розу Паркс очень хорошо прямо и понятно, про давление коллектива тоже доступно. Но привычки уже там и рядом не валялись.

У автора, оказывается, есть TED-talk, вот, послушайте, если не хотите читать:


?

Log in

No account? Create an account