?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
новости Веркиной культуры
books
nika_ru
Итак, в нашем эфире снова новости культуры. Сегодня, мои маленькие читатели, мы поговорим о книге Эрленда Лу "Наивно.Супер", сборнике новелл Анны Гавальды (-а?) "Мне бы хотелось, чтобы меня кто-нибудь где-нибудь ждал" и о спектакле театра "Современник" "Мамапапасынсобака". Сейчас я напишу про Эрленда Лу, paola_maldini воскреснет и зафрендит меня обратно.
Эрленда Лу часто сравнивают с Гришковцом. Мальдини считает, что такое сравнение для Эрленда Лу оскорбительно, потому что Гришковец там даже рядом не валялся. Я подумала, что они просто достаточно разные. У Эрленда Лу главное действующее лицо - это лирический герой, а у Гришковца - типа он сам. Я говорю типа, потому что Гришковец создает видимость, что это везде он сам, но, думаю, на деле там все-таки есть элементы литературы. Но главное различие, конечно, в мироощущении героев: герой Гришковца умен и получил филологическое образование, а герой Эрленда Лу наивен и этим прекрасен. С моей точки зрения, разница не принципиальная. Герой Эрленда Лу читает книги, отправляет факсы, пишет списки, он пытается разобраться с этим сложным миром и с самим собой.
Мне нравится такая литература, она светлая. Мне нравятся книжки без высокого философского смысла, о смысле жизни легко и просто, поток сознания и обычные мысли.
После прочтения книги хочется писать списки, вспоминать детство, пойти в зоопарк и написать письмо какому-нибудь ученому.

Анна Гавальда у меня читалась ужасно долго почему-то, хотя книга всего 45 страниц А4 (это я на принтере распечатала, кстати, могу выслать файл, если кто-то хочет). В книге около десятка новелл. Сейчас я вам опишу мое чувство, которое у меня возникло при прочтении, я не вполне уверена, что вы меня поймете, я сама не очень еще поняла. Как будто автор писал так, чтобы все поверили, что это все было на самом деле, что все эти люди и истории живые и настоящие. И вот в каком-то месте автор перестарался и все получилось наоборот: люди стали деревянными, а истории картонными. Мой папа вчера только начал читать, потом сказал, что я не хуже пишу. Ну, может, я и хуже пишу, но факт остается фактом: такие истории сплошь и рядом случаются в жизни, чтобы еще и читать про них придуманные книги. Именно поэтому я никогда не уйду в великие писательницы, я считаю, что самое интересное - это настоящая жизнь, те истории, которые происходят каждый день с нашими друзьями, знакомыми и незнакомыми. Но один рассказ-таки поразил меня в самое сердце. Он называется "Эстер" (сейчас будут спойлеры, все закрыли глаза), в нем рассказывается про девушку-фотографа, которая едет в концертный тур с музыкальной группой, а в конце рассказа оказывается, что она весь тур фотографировала руки вокалиста, потому что "только они в тебе и уцелели". И это как тот момент в "Реальной любви", когда на пленке со свадьбой оказывается только одна Кира Найтли крупным планом.
В общем, убеждаюсь, что одного писателя не должно быть слишком много сразу. "Просто вместе" - гениальная просто книга, мудрая, теплая, человечная и почему-то сразу родная. А тут - разные рассказы и целой картинки не складывается, хоть убей. Не знаю, может, я слишком многого ждала.

А сегодня я наконец-то посмотрела "Мамапапасынсобака" по пьесе одного сербского (кажется) автора. Я очень давно мечтала попасть на этот спектакль. Я мечтала о нем еще даже до того, как гениальная Чулпан Хаматова получила за него "Золотую маску". И вот сегодня (спасибо torrents.ru) я его посмотрела. У меня мурашки по коже до сих пор. Вот такие огромные мурашки. Суть спектакля: дети играют на детской площадке в семью. Мама. Папа. Сын. Собака. 4 ребенка, которые ведут себя так, как ведут себя люди, которые их окружают. Дети, которые с рождения впитывали в себя все, как губки, теперь начинают играть во взрослых. Я сначала смеялась до слез, потом плакала. "Гроза" в постановке Нины Чусовой меня как-то не проняла (ну кроме Яковлевой, может быть), а этот спектакль просто гениальный. И с точки зрения текста, и с точки зрения постановки, и с точки зрения актерской игры.
Очень жизненно. Немножко грустно, немножко весело и немножко страшно.


  • 1
Из перечисленных культурных событий выберу Гавальду. "Просто вместе" - книга хорошая, светлая, теплая, сказочная слегка, особенно к концу. Автор меня подкупает своей внимательностью к мелочам, подробностью и человеколюбием. Придраться есть к чему. Книга неровная. Но не хочется придираться.
Вторая книга, маленькая, формально разношерстная, мне понравилась больше. Она зрелая, глубокая в своей простоте, без претензий юных романтиков. Папа вам польстил, Вы так не пишете. Но ведь это не страшно? Каждый пишет, как умеет.
Недавно, ко дню рождения, мне подарили еще одну "Я его любила, я ее любил." Рекомендую.

Конечно, льстит, он же мой папа! Но я думаю, что это он не меня хвалил, это он так Гавальду ругал. Для него глубокие в простоте - Пушкин, Чехов. А Гавальда все-таки не такого уровня. Она прекрасная, психологически тонкая, по-женски тонкая и мудрая, но не такая глубокая.
А "Я его любила, я ее любил" я летом себе куплю обязательно.

  • 1