?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
12 years a slave
книжное
nika_ru
Лет шесть назад в январе я нашла в интернете "живой блог" Золотого Глобуса Брэда Бревета, главного редактора сайта http://www.ropeofsilicon.com/. С тех самых пор сайт Брэда - один из моих любимых источников отзывов на новые фильмы. Я не могу сказать, что у нас с ним полностью совпадают вкусы, но точно могу сказать, что на любой вышедший фильм в первую очередь иду читать его отзыв.
(собственно, кроме него, у меня нет других регулярных источников отзывов на новые фильмы, вот такая вот ему степерь доверия)
И вот в сентябре месяце Брэд поехал на фестиваль в Торонто и посмотрел "12 years a slave". И написал рецензию. И вот с тех самых пор я хотела этот фильм посмотреть. Я даже хотела посмотреть его в переводе, но слава Богу кинотеатр "Горняк" показывал этот фильм всего неделю в 22:40, поэтому я так и не выбралась за рабочую неделю. И вот наконец-то вчера я села и посмотрела этот не побоюсь этого слова шедевр.

Каждый год в сезон наград выходит парочка фильмов на тему несправедливого отношения к неграм и/или рабства. Только в прошлые годы - "Прислуга (The help)", "Линкольн", "Джанго освобожденный", список можно продолжить. Обычно это фильм-борьба, фильм-подвиг, фильм-гимн.
И вот Стив МакКуин, британский (!) режиссер, снимает, казалось бы, очередное кино на тему. Как и положено, оно основано на реальных событиях: как свободного негра в 1841 году похитили на продали в рабство, где он провел долгие 12 лет. И это фильм-отчаяние, фильм-все круги ада, фильм-боль, фильм-смирение. И когда 12 лет заканчиваются, нет чувства победы, торжества духа или подвига, только усталость и вздох облегчения, которые будут перечеркнуты финальным текстом на экране.

По отзывам получалось, что фильм очень жестокий и страшный. Я наивно ожидала что-то вроде "Христа" Мэла Гибсона, в котором кровь практически весь фильм льется как из ведра, но она как-то художественно что ли льется. В "12 годах" сцены физического насилия есть, но они дозированы и они совсем не про кровь. Самая сильная сцена построена на звуках хлыста, ударяющего голое тело, и криках. И тут есть много других сцен, от которых не менее жутко и страшно.

Это фильм, построенный на деталях: звуковых, визуальных, словесных, психологических. Этих деталей много в каждой сцене, о них можно говорить часами. Вот сцена, где казалось бы благочестивый рабовладелец покупает себе рабов: да, он спросит, сколько стоит дочка негритянки, потому что понимает, что разлучать родителей с детьми нехорошо, но раз дочка не достается за копейки - что ж поделать? Вот он читает своим рабам Библию, а звуковой фон - это плач той самой негритянки по своим детям.

А какие там актерские работы, я просто даже не могу вам передать: и Камбербатч, и Фассбендер (он гениальный просто в этой роли), и Сара Полсон, и Джаматти. А сам Чиветель Эджиофор очень хорош, в нем нет эмоций и истерики, в которые так легко впасть в фильме на такую тему.

Я не скажу, что фильм обязательно смотреть всем, он тяжелый очень и темный. Совсем не рождественский. Но оторваться совершенно невозможно.

Но возможно вы посмотрите его после 2 марта, когда этот фильм возьмет награды в категориях Лучший актер, Лучший режиссер и Лучший фильм.