Вера Соколянская (nika_ru) wrote,
Вера Соколянская
nika_ru

12 years a slave

Лет шесть назад в январе я нашла в интернете "живой блог" Золотого Глобуса Брэда Бревета, главного редактора сайта http://www.ropeofsilicon.com/. С тех самых пор сайт Брэда - один из моих любимых источников отзывов на новые фильмы. Я не могу сказать, что у нас с ним полностью совпадают вкусы, но точно могу сказать, что на любой вышедший фильм в первую очередь иду читать его отзыв.
(собственно, кроме него, у меня нет других регулярных источников отзывов на новые фильмы, вот такая вот ему степерь доверия)
И вот в сентябре месяце Брэд поехал на фестиваль в Торонто и посмотрел "12 years a slave". И написал рецензию. И вот с тех самых пор я хотела этот фильм посмотреть. Я даже хотела посмотреть его в переводе, но слава Богу кинотеатр "Горняк" показывал этот фильм всего неделю в 22:40, поэтому я так и не выбралась за рабочую неделю. И вот наконец-то вчера я села и посмотрела этот не побоюсь этого слова шедевр.

Каждый год в сезон наград выходит парочка фильмов на тему несправедливого отношения к неграм и/или рабства. Только в прошлые годы - "Прислуга (The help)", "Линкольн", "Джанго освобожденный", список можно продолжить. Обычно это фильм-борьба, фильм-подвиг, фильм-гимн.
И вот Стив МакКуин, британский (!) режиссер, снимает, казалось бы, очередное кино на тему. Как и положено, оно основано на реальных событиях: как свободного негра в 1841 году похитили на продали в рабство, где он провел долгие 12 лет. И это фильм-отчаяние, фильм-все круги ада, фильм-боль, фильм-смирение. И когда 12 лет заканчиваются, нет чувства победы, торжества духа или подвига, только усталость и вздох облегчения, которые будут перечеркнуты финальным текстом на экране.

По отзывам получалось, что фильм очень жестокий и страшный. Я наивно ожидала что-то вроде "Христа" Мэла Гибсона, в котором кровь практически весь фильм льется как из ведра, но она как-то художественно что ли льется. В "12 годах" сцены физического насилия есть, но они дозированы и они совсем не про кровь. Самая сильная сцена построена на звуках хлыста, ударяющего голое тело, и криках. И тут есть много других сцен, от которых не менее жутко и страшно.

Это фильм, построенный на деталях: звуковых, визуальных, словесных, психологических. Этих деталей много в каждой сцене, о них можно говорить часами. Вот сцена, где казалось бы благочестивый рабовладелец покупает себе рабов: да, он спросит, сколько стоит дочка негритянки, потому что понимает, что разлучать родителей с детьми нехорошо, но раз дочка не достается за копейки - что ж поделать? Вот он читает своим рабам Библию, а звуковой фон - это плач той самой негритянки по своим детям.

А какие там актерские работы, я просто даже не могу вам передать: и Камбербатч, и Фассбендер (он гениальный просто в этой роли), и Сара Полсон, и Джаматти. А сам Чиветель Эджиофор очень хорош, в нем нет эмоций и истерики, в которые так легко впасть в фильме на такую тему.

Я не скажу, что фильм обязательно смотреть всем, он тяжелый очень и темный. Совсем не рождественский. Но оторваться совершенно невозможно.

Но возможно вы посмотрите его после 2 марта, когда этот фильм возьмет награды в категориях Лучший актер, Лучший режиссер и Лучший фильм.
Tags: awards and events, my movie database
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments