?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Стратегия голубого океана
sky is limit
nika_ru
"Стратегия голубого океана" - это книжка о том, что на рынке нужно стараться быть уникальным и открывать новые инновационные ниши вместо того, чтобы бороться с конкурентами. Как, например, Цирк дю Солей или Apple.

Ага, скажете вы, побежали уже открывать, как же бежать, если понятно, что такие идеи просто так не рождаются. Но для книжки о высоких материях инноваций эта очень конкретная и методологически раскладывает процесс инноваций на составные части. Авторы взяли 150 успешных взлетов компаний будь то стартапы или зубры рынка, померили эти взлеты со всех сторон, вывели формулу и написали пошаговую инструкцию. Инструкция эта местами очень простая и очевидная, допустим, над той частью, где "перестань делать то, что делать не надо и начни делать то, что делать хорошо", я честно хихикала, поскольку это очевидная вещь вроде бы. Но с другой стороны, такой очевидной вещью нужно заниматься регулярно, чтобы не терять фокус. И скорее всего на выходе у вас не получится цирк дю солей или там apple, но компания ваша точно станет чуточку эффективнее, чем была.

Шаг 1. Начните с карты ценностей.
Для этого нужно нарисовать карту ценностей вашей индустрии, это такая картинка, где внизу расписаны ценности, а наверху вы ставите ценится это или нет.
Далее вы думаете головой и рисуете свою кривую ценностей, из которой понятно, какие ценности у вас. Обратите внимание на самую верхнюю строчку, все существующие ценности вы делите на три категории: 1) на хрен никому не нужно, убрать
2) уменьшить
3) наоборот увеличить
и дальше вы добавляете такие ценности, которых ни у кого нет и идете загребать деньги лопатой.

Возьмем, например, тот же Цирк дю Солей.




1) Убрать - звезд, животных, несколько арен
2) Снизить - юмор и опасные трюки
3) Повысить - уникальности в месте
4) Добавить - Тему, музыки и танцев

И дальше вы повышаете цену по сравнению с обычным цирком и ждете посетителей.

Чтобы эта задача не казалась вам невыполнимой, авторы говорят, что есть шесть направлений, в которых можно думать.
1) Посмотреть на смежные индустрии. Пример: авиакомпания смотрит на автомобильную индустрию, делает свои рейсы частыми, дешевыми, с максимальным упором на прямые рейсы, без всяких глупостей типа багажа.
2) Посмотреть на стратегические группы внутри индустрии. Выпустить машину класса люкс по цене среднего класса.
3) Посмотреть на группы покупателей. Например, компания вместо того, что продавать лекарство для диабетиков врачам делает удобный шприц, которым пациент может пользоваться сам. Профит.
4) Посмотреть на дополнительные продукты и услуги. Сдать ребенка воспитателю и пойти в кино. Или Филипс разработал чайник, который фильтрует воду, чтобы не образовывалась накипь и Британия пошла и купила чайник. Барнс и Ноблс расставил у себя в магазине кресла, в которых можно читать, и вот вы уже бежите туда.
5) Обратите внимание на функциональную или эмоциональную составляющую. Допустим, Swatch превратили часы в украшение (от функции к эмоции), а в Японии, наоборот, открыли сеть парикмахерских, где можно просто постричься (без массажа, разговоров и ста полотенец) (от эмоции к функции).
6) Посмотрите сквозь время, то есть на начинающиеся тренды (обязательно такие, которые не имеют обратного эффекта, иначе разоритесь). Apple увидел, как люди нелегально качают музыку и открыл iTunes.

Шаг 2. Посмотрите на большую картину, не на цифры.
Все еще непонятно, как рисовать схемку? Нет, вы не безнадежны, авторы готовы предложить несколько шагов, как визуализировать свою стратегию. Бизнес-анализ для совсем начинающих.
Там 4 шага и карта ПМС. Нет, я не расскажу вам, что это такое :)

Шаг 3. Подумайте, как вы можете увеличить спрос.
Как известно, у обычного продукта/услуги гораздо больше тех, кто ею не пользуется, чем тех, кто пользуется. Все "непокупатели" делятся на три категории:
1) те, которые иногда покупают продукт, потому что  у них есть потребность, но они хотели бы перестать
2) те, которые знают о вас, но сознательно не покупают ваш продукт
3) те, которые и знать про вас не знают.
 По поводу каждой группы у авторов есть совет, как их заманить в ваши сети.

Шаг 4. Постройте бизнес-модель.
Последовательность должна быть такая:
1) Включите в свой продукт ценность для покупателя (не знаете, что это такое, у авторов есть табличка, куда вы сможете поставить галочки, с готовыми параметрами)
2) Найдите приемлемую для покупателя цену
3) Посчитайте свои необходимые затраты, чтобы не остаться в минусе
4) Подумайте, как вы будете внедрять свой продукт

Тут особо важен порядок пунктов 2 и 3. Сначала цена, потом затраты, не наоборот. Если ваши затраты превышают цену, подумайте, как Генри Форд, и придумайте новую модель сборки автомобилей.
Каждый пункт разложен с примерами.

Шаг 5. Преодолейте организационные трудности.
Эта глава  - отличное изложение основ управления измененими, как преодолеть сопротивление сотрудников, как справится с недостатком ресурсов, как мотивировать сотрудников, как бороться с политическими играми. Все это излагается на примере работы Нью-Йорской полиции в 90-ых прошлого века, когда новому руководителю Биллу Бреттону удалось сделать город гораздо более безопасным на достаточно короткий промежуток времени.
Там достаточно опять же очевидные вещи, типа перераспредели ресурсы: возьми бездельников и заставь их помогать тем, кто завален работой, но именно эти вещи и надо делать в первую очередь, чтобы не изобретать колесо в управлении.

Шаг 6. Исполнение должно стать частью стратегии. Это про те самые случаи, когда прекрасная идея в руках менеджера среднего звена превращается в непонятно что.
Тут очень хорошо рассказывается про "справедливый процесс", а  по сути - это помесь мотивации с управлением изменениями опять. управляйте вовлеченностью, управляйте ожиданиями, объясняте, что и зачем вы делаете, чтобы люди чувствовали себя частью изменения. Тут есть рассуждение о интеллектуальном и эмоциональном признании, из которого вырастает доверие и ответственность, а из них в свою очередь добровольное участие в той стратегии, которую вы разработали.

Шаг. 7. Не останавливайтесь на достигнутом.
Тут в основном что нужно делать, чтобы в ваш голубой океан не приплыли конкуренты.
От простого "зарегистрируйте патент" до "начинайте все сначала".

В приложениях есть истории нескольких индустрий (автомобильная, компьютерная и кинотеатры) с точки зрения инновации ценностей. Очень высокоуровневое изложение про то, кто и какие инновации делал и как они кардинально меняли рынок.

По традиции пишу я вам так подробно, потому что надеюсь, что добрая компания PMI зачтет мне PDU за прочтение этой книги. При чем тут проекты, спросите вы? А вот при чем: эта вся книга по сути про успешные проекты, и особенно много информации про начало проекта, про поиск идеи, а еще очень много про правильный подход к change management и stakeholder management.

  • 1
Ушла читать. Где качать?

я покупала на амазоне kindle edition, не нашла нигде, где скачать.

спасибо большое, очень интересно, обязательно прочитаю!
пусть добрая компания действительно вам зачтет))

Ой, спасибо за такое подробное изложение! Давно приглядывалась к этой книге, но смущало много воды (по некоторым рецкнзиям). Все же куплю ее, очень интересны конкретные примеры по отраслям!
В свою очередь крайне рекомендую книгу "Годливудская формула успеха" - о том, как на самом деле работает киноиндустрия и на чем там зарабатываются деньги. Написана интересно, и много примеров.

  • 1