Вера Соколянская (nika_ru) wrote,
Вера Соколянская
nika_ru

Categories:

Менеджер проектов как профессия

Работать менеджером проектов так же легко,
как и кататься на велосипеде. Только велосипед горит,
ты горишь, все горит, и ты в аду.
Надпись на футболке.

Сначала я собиралась написать вам про то, что из себя представляет мой рабочий день. Но тут Воронин как Журналист с большой буквы Ж написал на фейсбуке, что менеджер проектов - это не фига не профессия, и я так обиделась, что решила, что, наверное, надо сначала немного рассказать о профессии, а потом уже переходить к дню.

Согласно определению, проект - это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов. Собственно, ключевое тут "временное" и "уникальный продукт". Примеры проектов - это строительство здания, внедрение новой технологии, переход на новое оборудование или проведение конференции, если вы занимаетесь этим в первый раз. Если вы работаете в фирме, которая занимается организацией конференций, то проектом вы сможете назвать только свою первую конференцию на Багамах или в космосе, все остальное будет операционная деятельность.

Управление операционной деятельностью и управление проектами - это крайние точки управленческой вселенной: первый тип направлен на процесс, второй на результат.

Менеджер проектов - это действительно в большинстве своем случайная профессия. Собственно, профессией ее осознаешь только по мере роста проекта. И только по мере роста количества и масштаба проектов, осознаешь ее как отдельную позицию, а не дополнительную роль по совместительству.

Если перед коллективом стоит задача организовать мероприятие или там переехать в другой кабинет, с ней может справиться практически любой человек: в первом случае он говорит "все приходим в субботу в кабинет 216 в 11 утра и приносим печеньки, Ваня накануне купит зеленый чай в пакетиках", во втором случае "все приходим в субботу в рабочей одежде, вы двое будете носить мебель, вы двое отвечаете за книги". Если в первом сценарии Маша не пьет зеленый чай, а во втором Петя пришел в парадном пиджаке, все пожимают плечами и не обращают на это внимание. Если в первом сценарии на улице в этот день идет дождь, то все берут с собой зонтики, потому что они не дураки, а если во втором сценарии оказывается, что в кабинете, в который переезжаем, до сих пор стоит мебель предыдущих хозяев, все вспоминают их добрым словом, пока ее выносят, и уходят на несколько часов позже. Если в субботу окажется, что ключи от кабинетов унесла уборщица, чайник поломался, а в новом кабинете разбили окно, мы вздохнем и разойдемся по домам с легким чувством неудовлетворения.

Чтобы не затягивать, давайте я вам сразу приведу примеры неправильного управления проектами при увеличении масштаба, на примерах из области внедрения новой программы (потому что мне это более знакомо):
- Вы внедрили программу, а директор отказывается платить вам деньги, потому что в ней нету того отчета, о котором он говорил на первом совещании.
- Вы внедрили программу, а пользователи не умеют в ней работать.
- Вы внедрили программу, но компьютеры пользователей такие старые, что она не работает.
- Вы внедрили программу на сервере в Москве, а пользователи в Магадане не могут ею пользоваться, потому что у них медленный спутниковый интернет.
- Во время внедрения программы сгорел сервер, а у вас нету резервной копии.
- Вы внедрили две новые программы: одна работает только с Internet Explorer не выше 9, другая - с Internet Explorer не ниже 10.
- Вы внедрили программу на год позже, чем все ваши конкуренты.
- Вы внедрили не ту программу.

Существует несколько разных методологий управления проектами, которые рассказывают о том, как это делать правильно. Методологии эти, как правило, рассчитаны на огромные многолетние и многомиллионные проекты с сотнями или даже тысячами участников. Методологии эти хороши тем, что при анализе легко масшабируются до маленького проекта, где сделать все нужно по минимуму.
Методология расскажет о разных этапах проекта (инициация, планирование, исполнение, контроль и завершение) и о разных областях знаний (управление содержанием, затратами, временем, качеством, людьми, коммуникациями, рисками, заинтересованными лицами, закупками и интеграцией).

В Канаде (и в Северной Америке) самая популярная методология управления проектами принадлежит Институту Управления Проектами (PMI). Второй по популярности методологией тут считается Prince2 (обычно по ней работают госструктуры, медицинские учреждения или университеты). У каждой организации есть свой набор сертификаций, которые ты можешь получить. Сертификация - это такая галочка на резюме, без которой смотреть на твое резюме в большинстве случаев не будут. Допустим, чтобы сдать экзамен на сертификат PMI, нужно выучить кучу формул, определений, все процессы, отработать три года на проектах, и научиться выбирать единственно правильный ответ из четырех почти одинаковых. Ну то есть там есть такие вопросы, которые на знание терминов и формул, а есть ситуационные: например, вы менеджер проектов, только что получили уже начатый проект, обнаруживаете, что требование законодательства не было учтено в плане, но до конца проекта еще полтора года. что вы сделаете: 1) подождете до тех пор, пока  станет понятно, точно вносить изменение или нет, 2) занесете это как риск, 3) напишете запрос на изменение проекта, 4) немедленно расскажете спонсору и заинтересованным лицам. И вот по этим ситуационным вопросам очень хорошо понимаешь, проникся ты уже методологией или нет, правильный ответ должен быть очевиден, как в первых вопросах "Как стать миллионером".

С точки зрения PMI менеджеру проектов совершенно все равно, в какой области (строительство, разработка ПО и пр) или в какой индустрии (финансы, страхование, банки, металлургия и пр) руководить проектами, потому что обобщения сделаны на очень высоком уровне: выясни, кто спонсор проекта, выясни, какие требовения проекта, сделай план, сделай расписание, сделай бюджет, собери команду, начни проект и пр. В России эта точка зрения не очень пока популярна, у нас считается, что менеджер должен не только руками разводить и на космических кораблях бороздить просторы, но и уметь ответить на технические вопросы, сделать что-то руками или выбрать один из вариантов на основании своего опыта.

Должности менеджера проекта есть сейчас во многих компаниях. В Виннипеге все менеджеры проектов делятся на три категории:
1) Работающие в консалтинге (как я сейчас), то есть по мере необходимости этих менеджеров засылают на проекты разной сложности в разные компании. Обычно менеджер со временем приобретает специализацию (например, проекты по инфраструктуре или по разработке ПО или по внедрению процессов), но меняет индустрии. Консалтинговых компаний тут полно: Online Business Systems, PCGI Consulting Services, Sierra Systems.
2) Работающие в компании. Индустрия в этом случае не меняется, поэтому есть возможность разобраться в ней поглубже, но скорее всего придется заниматься разными проектами. Investors Group, Great West Life, City of Winnipeg, наверняка, есть и другие.
3) Работающие на себя. Обычно как только менеджер зарабатывает в тусовке себе более менее приличную репутацию, он уходит на вольные хлеба и радостно стрижет с заказчика большие деньги.
Tags: it crowd, не консалтинг а советование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments