?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Менеджер проектов как профессия
castle_space cowboy
nika_ru
Работать менеджером проектов так же легко,
как и кататься на велосипеде. Только велосипед горит,
ты горишь, все горит, и ты в аду.
Надпись на футболке.

Сначала я собиралась написать вам про то, что из себя представляет мой рабочий день. Но тут Воронин как Журналист с большой буквы Ж написал на фейсбуке, что менеджер проектов - это не фига не профессия, и я так обиделась, что решила, что, наверное, надо сначала немного рассказать о профессии, а потом уже переходить к дню.

Согласно определению, проект - это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов. Собственно, ключевое тут "временное" и "уникальный продукт". Примеры проектов - это строительство здания, внедрение новой технологии, переход на новое оборудование или проведение конференции, если вы занимаетесь этим в первый раз. Если вы работаете в фирме, которая занимается организацией конференций, то проектом вы сможете назвать только свою первую конференцию на Багамах или в космосе, все остальное будет операционная деятельность.

Управление операционной деятельностью и управление проектами - это крайние точки управленческой вселенной: первый тип направлен на процесс, второй на результат.

Менеджер проектов - это действительно в большинстве своем случайная профессия. Собственно, профессией ее осознаешь только по мере роста проекта. И только по мере роста количества и масштаба проектов, осознаешь ее как отдельную позицию, а не дополнительную роль по совместительству.

Если перед коллективом стоит задача организовать мероприятие или там переехать в другой кабинет, с ней может справиться практически любой человек: в первом случае он говорит "все приходим в субботу в кабинет 216 в 11 утра и приносим печеньки, Ваня накануне купит зеленый чай в пакетиках", во втором случае "все приходим в субботу в рабочей одежде, вы двое будете носить мебель, вы двое отвечаете за книги". Если в первом сценарии Маша не пьет зеленый чай, а во втором Петя пришел в парадном пиджаке, все пожимают плечами и не обращают на это внимание. Если в первом сценарии на улице в этот день идет дождь, то все берут с собой зонтики, потому что они не дураки, а если во втором сценарии оказывается, что в кабинете, в который переезжаем, до сих пор стоит мебель предыдущих хозяев, все вспоминают их добрым словом, пока ее выносят, и уходят на несколько часов позже. Если в субботу окажется, что ключи от кабинетов унесла уборщица, чайник поломался, а в новом кабинете разбили окно, мы вздохнем и разойдемся по домам с легким чувством неудовлетворения.

Чтобы не затягивать, давайте я вам сразу приведу примеры неправильного управления проектами при увеличении масштаба, на примерах из области внедрения новой программы (потому что мне это более знакомо):
- Вы внедрили программу, а директор отказывается платить вам деньги, потому что в ней нету того отчета, о котором он говорил на первом совещании.
- Вы внедрили программу, а пользователи не умеют в ней работать.
- Вы внедрили программу, но компьютеры пользователей такие старые, что она не работает.
- Вы внедрили программу на сервере в Москве, а пользователи в Магадане не могут ею пользоваться, потому что у них медленный спутниковый интернет.
- Во время внедрения программы сгорел сервер, а у вас нету резервной копии.
- Вы внедрили две новые программы: одна работает только с Internet Explorer не выше 9, другая - с Internet Explorer не ниже 10.
- Вы внедрили программу на год позже, чем все ваши конкуренты.
- Вы внедрили не ту программу.

Существует несколько разных методологий управления проектами, которые рассказывают о том, как это делать правильно. Методологии эти, как правило, рассчитаны на огромные многолетние и многомиллионные проекты с сотнями или даже тысячами участников. Методологии эти хороши тем, что при анализе легко масшабируются до маленького проекта, где сделать все нужно по минимуму.
Методология расскажет о разных этапах проекта (инициация, планирование, исполнение, контроль и завершение) и о разных областях знаний (управление содержанием, затратами, временем, качеством, людьми, коммуникациями, рисками, заинтересованными лицами, закупками и интеграцией).

В Канаде (и в Северной Америке) самая популярная методология управления проектами принадлежит Институту Управления Проектами (PMI). Второй по популярности методологией тут считается Prince2 (обычно по ней работают госструктуры, медицинские учреждения или университеты). У каждой организации есть свой набор сертификаций, которые ты можешь получить. Сертификация - это такая галочка на резюме, без которой смотреть на твое резюме в большинстве случаев не будут. Допустим, чтобы сдать экзамен на сертификат PMI, нужно выучить кучу формул, определений, все процессы, отработать три года на проектах, и научиться выбирать единственно правильный ответ из четырех почти одинаковых. Ну то есть там есть такие вопросы, которые на знание терминов и формул, а есть ситуационные: например, вы менеджер проектов, только что получили уже начатый проект, обнаруживаете, что требование законодательства не было учтено в плане, но до конца проекта еще полтора года. что вы сделаете: 1) подождете до тех пор, пока  станет понятно, точно вносить изменение или нет, 2) занесете это как риск, 3) напишете запрос на изменение проекта, 4) немедленно расскажете спонсору и заинтересованным лицам. И вот по этим ситуационным вопросам очень хорошо понимаешь, проникся ты уже методологией или нет, правильный ответ должен быть очевиден, как в первых вопросах "Как стать миллионером".

С точки зрения PMI менеджеру проектов совершенно все равно, в какой области (строительство, разработка ПО и пр) или в какой индустрии (финансы, страхование, банки, металлургия и пр) руководить проектами, потому что обобщения сделаны на очень высоком уровне: выясни, кто спонсор проекта, выясни, какие требовения проекта, сделай план, сделай расписание, сделай бюджет, собери команду, начни проект и пр. В России эта точка зрения не очень пока популярна, у нас считается, что менеджер должен не только руками разводить и на космических кораблях бороздить просторы, но и уметь ответить на технические вопросы, сделать что-то руками или выбрать один из вариантов на основании своего опыта.

Должности менеджера проекта есть сейчас во многих компаниях. В Виннипеге все менеджеры проектов делятся на три категории:
1) Работающие в консалтинге (как я сейчас), то есть по мере необходимости этих менеджеров засылают на проекты разной сложности в разные компании. Обычно менеджер со временем приобретает специализацию (например, проекты по инфраструктуре или по разработке ПО или по внедрению процессов), но меняет индустрии. Консалтинговых компаний тут полно: Online Business Systems, PCGI Consulting Services, Sierra Systems.
2) Работающие в компании. Индустрия в этом случае не меняется, поэтому есть возможность разобраться в ней поглубже, но скорее всего придется заниматься разными проектами. Investors Group, Great West Life, City of Winnipeg, наверняка, есть и другие.
3) Работающие на себя. Обычно как только менеджер зарабатывает в тусовке себе более менее приличную репутацию, он уходит на вольные хлеба и радостно стрижет с заказчика большие деньги.

  • 1
Это очень интересно, прям жалко, что нет комментариев, а то бы я и ваши ответы на них с удовольствием почитала. А чтобы самой спросить - это я пока не созрела)) но спасибо все равно!

ну вот, первые люди подтянулись подискутировать, можете присоединяться.

>> Управление операционной деятельностью и управление проектами - это крайние точки управленческой вселенной

а вот как ты, вера, думаешь, возможен ли успешный переход од проектного управления к операционному и наоборот? или амплуа есть амплуа?


я думаю, переход возможен, если человек достиг такого уровня зрелости, что может переключаться, плюс у него есть между чем переключаться (если в терминах Адизеса, то если у него обе функции присутствуют).
Будет ли ему одно нравится точно так же, как другое, я не уверена. лично мне операционная деятельность была скучная, хотя вроде бы мне было куда расти, чтобы быть в этом лучше (а обычно меня это как-то стимулирует), но тут прямо мимо и все.

А вот я тут подумала...
Я - операционист. Но когда я еду открывать новый отель - я же менеджер проекта по сути? Значит, я могу переключаться? :)) зрелая я уже? :))

Блин не появился мой анонимный коммент? :(

появился. но по умолчанию у меня анонимные скрыты просто :)

все, ты зрелая :)

отдельно интересно, где в других сферах место аджайла
у нас-то в разработке все по аджайлу, включая проекты, которые никакого отношения к разработке не имеют (например, рекрутинг)
но это, на мой сторонний взгляд, такая мелкая прикладная штука, что явно должна существовать внутри чего-то большего

Agile - это такое и яйцо, и курица одновременно. с точки зрения проектов он позволяет работать в ПРОЦЕССНЫХ итерациях, чтобы получить результат раньше. с точки зрения операционной деятельности: позволяет разбить процесс на маленькие РЕЗУЛЬТАТЫ.

ну вот для меня работает второе - у меня любая задача это микро-проект

Кто он, который сказал, что мы не профессия? Хочу сцылко:)

на фейсбуке разве что-нибудь возможно найти? но там пришли обиженные менеджеры проектов и все рассказали правильно в принципе.

  • 1