Вера Соколянская (nika_ru) wrote,
Вера Соколянская
nika_ru

Work rules! by Laszlo Bock

Все знают, что в гугле очень круто работать, но мало кто знает почему. если погуглить(!) статьи на эту тему, вы найдете и "как в гугле круто", и "почему в гугле не круто", и еще кучу книжек.

"Работа рулит" - это книга директора по персоналу Гугла Лазсло Бока. Все знают, что у HR в моем сердце особенное место? Я читала книжку и думала, это же никак не относится к тому, что я сейчас делаю. Мне не обязательно это все знать и понимать. Но оторваться от этой книжки я так и не смогла. Я читала эту книжку и непрерывно сравнивала с теми компаниями, про HR процессы которых я знаю. Сравнивала не в плане "гугл эталон, а все остальные плохие", а в плане что где работает/не работает. Причем должна признать, что у Гугла единственное преимущество - это количество людей работающих, в принципе все, кроме вот это вот "мы провели эксперимент на паре тысяч людей и решили, что это хорошо", можно делать в любых других компаниях.

Это не книга "как правильно", это скорее "мы делаем так и так, вот это работает, вот это нет". Дальше читатели могут самостоятельно решить, что делать с этой информацией. Ничего из того, что делает Гугл не является биномом Ньютона, в общем-то это достаточно очевидные вещи. Но завернутый в статистику "мы попробовали и это работает в 42% случаях, а то в 96%" весь этот перечень становится хорошим пособием на тему, что можно улучшить.

Напишу, что запомнилось:
- Миссия. Дайте людям цель, в которую они верят, и они будут работать лучше. Не ново, но всегда работает.
- Рекрутинг. В Гугле считают, что самое важное - это взять на работу правильного человека. Важнее обучения, важнее оценки, важнее адаптации. Гугл не верит в то, что можно взять средненького человека и его сделать из него прекрасного с помощи обучения. В Гугле предпочитают брать самых лучших. Задача состоит в том, чтобы взять на работу человека лучше тебя самого. Это очень сложная задача чисто психологически, возможно поэтому решение о найме человека никогда не принимает нанимающий менеджер, это всегда некая группа людей. В Гугле есть целая система, как взять на работу правильного человека: отбор до собеседования, программа рекомендаций, система, в которой для менеджеров готовы вопросы для собеседования в зависимости от роли, тесты на когнитивное мышление, многоступенчатый процесс, в конце которого решение о найме принимает главное лицо в компании.
- Адаптация. Процесс адаптации человека в компании Гуглу удалось улучшить введением обычных чеклистов. Один отправляется сотруднику, другой менеджеру. Сотруднику предлагается побольше задавать вопросы, знакомиться с коллегами, менеджеру предлагается рассказать об ожиданиях от сотрудника, ответить на вопросы, в общем, это список из совершенно очевидных вещей.
- Обучение. Обучения должно быть мало и оно должно быть узконаправленным. После обучения у человека должен быть перерыв, чтобы отработать этот навык. И тут я громко смеюсь, потому что я знаю компании, где сотрудники обучаются примерно два дня каждый месяц. Я не очень понимаю, что остается у них в голове после этого, сами они говорят, что день прошел "интересно, но ничего нового". Времени и денег зачастую тратится много, а толку от этого нет, потому что изначально не взяли лучших людей (см. пункт про рекрутинг).
- Важность данных. Гугл не верит в интуицию, они верят в цифры. Любые свои идеи они сначала проверяют на маленькой группе людей, потом смотрят на эффективность и только потом внедряют. Можно сказать, Гугл со всей серьезностью подходит к измеримости.
- Оценка деятельности. Распределение по Гаусу НЕ РАБОТАЕТ! Если вы справились с первым пунктом и взяли на работу лучших людей, то у вас не может быть всего 10% людей с высшей оценкой. Их будет больше.
- Компенсации. Платить людям нужно в зависимости от их вклада/производительности, а это значит, что зарплаты будут различаться иногда в разы. Производительность отличного программиста отличается от хорошего в разы, значит, так же могут отличаться зарплаты и не смысла запихивать всех сотрудников в рамки вилок, где разница между нижним порогом и высоким всего 30-40%.
- Доверие. Верьте в то, что люди хорошие. Из всего, что в книжке есть, это пожалуй, самое сложное. И интересно, как автор пишет о том, как люди доказывали им обратное (нагребали еду из кафе домой, например), но это не повод начинать людям не верить.
- Доступность информации. В Гугле очень много информации и данных доступны любому сотруднику, включая новичков. Например, информация про разные проекты или доступ ко всем целям каждого сотрудника.
- Разное. Очень мне понравилось про день, когда работники Гугла могут пригласить на свою работу родителей. Обычно приглашают детей в целях "профориентации", а оказывается если позвать родителей, им будет счастье.
Tags: литература, сам себе не поможешь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments