Вера Соколянская (nika_ru) wrote,
Вера Соколянская
nika_ru

Categories:

The Power of Habit - Charles Duhigg / Change Management: The People Side of Change

В моем карьерном плане (это у нас так называется план развития на год) я написала, что прочитаю три книжки по управлению изменениями (очень СМАРТ написала, обязательно три и обязательно по управлению изменениями). Еще в декабре я прочитала Коттера, оставалось две книжки, я быстренько прочитала Change management: The people side of Change, где авторы буквально за 100 страниц рассказывают про методологию ADKAR (Awareness, Desire, Knowledge, Ability, Reinforcement), в принципе с точки зрения концепции все очень понятно и просто, трудности начинаются когда начинаешь с конкретными людьми работать, там уже искусство начинается.
Вообще-то я хотела совсем схалявить и третью книжку прочитать у тех же авторов (и примерно такую же короткую), но решила, что это будет нечестно, и пошла озадачилась вопросом, что в моем списке чтения из поп-бизнес литературы можно назвать книжкой по управлению изменениями.
И вот "Сила привычки" вполне под это определение подошла, поэтому я ее быстренько и прочитала.

Бывают такие книжки, которую берут какую-то одну концепцию и пытаются натянуть ее на глобус (то есть объяснить весь мир, используя только эту концепцию). Вот это одна из таких книжек. Собственно, та часть, которая про привычки в организациях и коммьюнити - это зверская помесь всего чего угодно, только не привычек в моем понимании, хотя если от них отвлечься, то и там полезная информация тоже была. Допустим, мне очень понравилось, как авторы объяснили "синдром Розы Паркс", когда весь город в едином порыве перестал ездить на автобусах, через тесные или слабые связи (грубо говоря, что ее практически весь город знал через одно рукопожатие).
Я вообще люблю книжки, где много разных историй с примерами, в этой книжке с примерами в большинстве случаев хорошо, но иногда автор начинает историю с динозавров прямо и рассказывает прямо медленно-медленно, пока поймешь, какую он мысль пытается подкрепить историей, страниц 5 пройдет. Но много хороших историй, которые потом можно использовать в разговорах.

Самой полезной оказалась первая часть, где собственно про привычки конкретного человека, причем в том числе на физиологическом уровне, про отделы мозга, про цикл и т.д. Собственно, цикл привычки состоит из сигнала (триггера), программы действия и награды (переводы взяла из рецензии на русскую книжку). И после многократного повторения привычки сохраняются в таком отделе мозга, где воспоминания не хранятся, поэтому часто после того момента, как мы получили сигнал, наш мозг выключается и просыпается уже в финальной точке. И потом мы думаем, что делали что-то на автомате или на автопилоте.
Поэтому от привычки невозможно избавиться, ее можно изучить и заменить. А если чтобы развить у себя привычку, нужен какой-то сигнал и какая-то награда в конце. Я вот сейчас занимаюсь изучением отсутствия привычек у дочери, обнаружила очень простую вещь: сигналом сделать определенные действия является "папа/мама сказали", а не собственные ощущения. Но когда папа отказался напоминать, что нужно убрать школьные вещи в комнату (программа действия) и не отпустил вечером играть с друзьями (награда), ребенок быстро догадался, что нужно возле входа повесить себе бумажку со списком того, что нужно сделать (сигнал).

Совершенно потрясающий в книжке рассказ о том, как вся Америка начала чистить зубы. А еще очень интересный рассказ про средство, убивающее запахи, Febreeze, и как его продвигали на рынке сначала неудачно. И интересен этот рассказ тем, что у меня в ванной комнате стоит три бутылочки этого самого Febreeze, вернее, его последующей реинкарнации.

Во второй части автор рассказывает про привычки в организациях, и там целая каша получилась с моей точки зрения, там и про то, что понимание общей цели улучшает мотивацию, и про пользу обучения, и про то, что нужно в голове проигрывать/планировать сложные сценарии, чтобы заранее знать, как поступишь. И про силу воли зачем-то еще, про то, чтобы людям подсунуть новое и неизвестное, нужно завернуть его в знакомое и хорошее,
Еще про Target и как они научились предсказывать, что покупательницы беременные по тому, что они покупают, и как они стали им рассылать купоны на то, что согласно их данных беременные покупают на этом сроке (естественно, вместе с купонами на то, что покупательницы никогда не купят, чтобы они не дай бог не подумали, что за ними следят).

В третьей части речь идет про привычки в обществе, и тут уже начинается полное кто в лес, кто по дрова, хотя опять же, истории интересные, про Розу Паркс очень хорошо прямо и понятно, про давление коллектива тоже доступно. Но привычки уже там и рядом не валялись.

У автора, оказывается, есть TED-talk, вот, послушайте, если не хотите читать:

Tags: литература, сам себе не поможешь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments