Previous Entry Share Next Entry
Molly's Game / The Post
ff_inara
nika_ru
Molly's Game (Большая игра - вроде уже в русском прокате идет) - я люблю сценариста Аарона Соркина. Может, немножко больше, чем люблю. Галя, конечно, спросит, а как же я The West Wing тогда до сих пор не посмотрела, а я спрячусь в домике и скажу, что берегу его на черный день. Один из моих любимых сериалов - Studio 60 on sunset strip, пилот сериала The newsroom  я смотрела, наверное, раз десять точно, Социальная сеть и Стив Джоб - это блистательно написанные фильмы, которые я регулярно пересматриваю (и тихо восхищаюсь). И вот Аарон Соркин впервые встал из-за письменного сценарного стола и сел в режиссерское кресло, чтобы снять фильм "Большая игра", о настоящей женщине Молли Блум, которая в юности занималась фристайлом и почти попала в олимпийскую сборную, а потом организовала подпольный клуб игроков в покер.
За что я люблю Аарона Соркина? За его идеализм и веру в хорошее, за то, что он видит за неоднозначными персонажами людей, у которых есть внутренние ценности, за его диалоги и даже за пафос.
История Молли Блум - это история человека, у которого есть внутренний кодекс этики и чувство справедливости. Казалось бы, как это сочетается с подпольным покерным клубом? А вот, оказывается, сочетается, кто бы мог подумать.
Молли Блум попросила Соркина, чтобы ее сыграла Джессика Честейн. (это совершенно случайный факт, но мне нужно было им с вами поделиться).
Как сценарист Соркин прекрасно переплел историю судебного разбирательства (условно - наши дни) и историю жизни Молли Блум от карьеры фристайлиста до "принцессы покера" и до ее падения из-за обвинений в связях с русской мафией. А потом воплотил ее в жизнь как режиссер. Сценарист Соркин немного больше Режиссера Соркина, хотя как режиссерский дебют это очень хорошее начало.
Но в конце остается чувство, что какого-то элемента не хватает. Вот вроде бы все актеры на месте (Кевин Костнер в роли отца Молли просто шикарный, Идрис Эльба классный, Джессика Честейн - вообще любовь просто), диалоги хорошие, а вот  вышла из кинотеатра - и какое-то недоумение осталось от истории. Может, тема не моя, может, Соркин тоже не до конца ее прочувствовал, но вот вроде все на месте - а магии нет.

Читаю сейчас книжку Talking pictures - How to watch movies, если в процессе чтения пойму - еще вернусь к вам.

The Post (Секретное досье - выходит в России в феврале что ли) - А вот тема журналистики это без сомнения моя тема. Особенно в той призме, в которой выдает ее Спилберг - "право на свободу слова". Ну и конечно феминизм тоже весь мой, а тут прекрасная просто линия с Мэрил Стрип. Я бы даже сказала, что это по сути два фильма в одном - один про раскрытие секретного государственного расследования - Пентагонских документов, и другой - про женщину-руководителя газеты в начале 70-ых. Они, собственно, очень огранично переплетаются, без особого акцента на одной или другой истории, но подозреваю, что если не обе темы интересны, но вторая часть может мешать.
Поскольку это в Америке все знают, что такое Пентагонские документы, я вам немного википедией поработаю: Вьетнамская война шла с конца 50-ых до середины 70-ых годов. США активно в этой войне участвовали в течение многих лет: интернета тогда не было, поэтому гражданам они сообщали все, что угодно, только не правду о том, как она идет (а скрывать им было что). И вот в начале 70-ых один из аналитиков госдепартамента Дэн Эллсберг решил стать эдаким Эдвардом Сноуденом (хотя, подозреваю, как раз наоборот - Сноуден не мог просто не думать, что он  Эллсберг своего поколения) и раскрыл документы внутреннего расследования нескольким газетам. Первой информацию опубликовала Нью-Йорк Таймс, администрация президента тут же через суд приказала им прекратить публикации, поскольку это "наносит непоправимый ущерб обороне США", через несколько дней материал появился в газете Вашингтон Пост, им, естественно, тоже позвонили, из-за того, что прецеденты случились в разных штатах - дело оказалось в Верховном Суде, который постановил, что свобода слова - это основа, на которой держится Демократия США и что пресса служит подданым, а не правителям (на английском красиво звучит: In the First Amendment the Founding Fathers gave the free press the protection it must have to fulfill its essential role in our democracy. The press was to serve the governed, not the governors.)

Стивен Спилберг увидел сценарий в феврале прошлого года и сразу бросился его снимать. Эта история сейчас как никогда актуальна для Америки, и там в конце есть прямо прямые отсылки к Трампу (но тонкие, не прикопаешься). Она про чувство долга и ответственности журналиста, про желание поступить правильно, про "не могу молчать". А еще она про женщину, которая была готова оказаться в тюрьме ради того, чтобы поступить правильно.

Катрин Грэм  была первой женщиной, которая встала во главе новостной газеты. Исторически газета принадлежала ее семье, но бразды правления изначально достались ее мужу, но после его самоубийства Катрин встала у руля. Собственно, в начале фильма мы видим, что это значит - практически все решения она принимает, посоветовавшись с мужчинами, которые за спиной говорят о том, что она не в состоянии управлять газетой. Мы видим, что для нее важны люди и качество тех материалов, которые они выпускают, что она верит в то, что у журналистов есть долг перед обществом. Фильм наполнен прекрасными маленькими детальками, которые показывают, как дела обстояли с женским равноправием: она несколько раз заходит в комнату, где сидят одни мужчины, она единственная, кто приносит с собой папку с документами и материалами, все остальные сидят с чистыми листками и она стесняется своей папки и пытается ее спрятать, у нее готовы аргументы, но она не решается их сказать, вместо этого сидящий рядом мужчина произносит речь по заметкам на ее бумажке как будто это его мысли, и она ничего не возражает, поскольку так эти мысли приобретают больше веса. Жены ее коллег вздыхают "ну как же ты так еще и работаешь".

И вот именно в такой атмосфере ей приходится принять очень важное решение - публиковать статью о правде в документах или нет. Адвокаты говорят - нет, вы можете пойти в тюрьму, все члены совета директоров - это безумие.

Еще один момент прямо до мурашек меня пробрал - после объявления приговора суда, журналисты Нью-Йорк Таймс выходят к журналистам и начинают давать интервью, а Катрин обходит микрофоны стороной, говорит, что те журналисты сами справятся и начинает спускаться по ступенкам сбоку - и камера идет за ней и именно там сбоку стоят только женщины и все смотрят на нее с уважением и восхищением.

В общем, я вам почти весь фильм пересказала, но под кат прятать не буду, собственно, это все только факты, а там еще чудесно КАК снято: сценарий, монтаж, операторская работа, актеры просто все как на подбор.

Поскольку фильм снимался в спешке, в итоге  он был окончательно смонтирован только в ноябре и пропустил все основные фестивали, а скринеры не были разосланы вовремя. чтобы попасть в номинации, например, гильдии актеров. Но это не делает фильм менее прекрасным, хотя уже сейчас можно с уверенностью сказать, что в оскаровской гонке он скорее всего не будет фаворитом. Но это важный очень фильм для нашего времени.

?

Log in

No account? Create an account