Вера Соколянская (nika_ru) wrote,
Вера Соколянская
nika_ru

"Слон" Гаса Ван Сента - лучше поздно, чем никогда

Если бы не зловещая надпись на кассете "Шокирующее кино", я вряд ли бы досмотрела фильм до конца. Но я помнила, что много читала про то, какое скандальное это кино, как возмутительно такому кино давать главный приз Каннского фестиваля, и это удержало меня у телевизора.
К слову сказать, два года назад я читала, в чем именно заключалась "скандальность" фильма, но начисто забыла. Поэтому смотрела, так сказать, чистым разумом.

Гаса Ван Сента я люблю за "Умницу Уилла Хантинга". За "Умницу Уилла Хантинга" я могу простить ему "Слона".

Получая награду фестиваля, Гас Ван Сент поблагодарил своего оператора - и его есть за что благодарить. И хотя практически весь фильм - это спина одного из идущих по коридору школы героев на весь экран, а все остальные детали в дымке - это все-таки произведение искусства. Такая съемка напоминает компьютерные игрушки-бродилки, и это сравнение пришло мне в голову ДО того, как я вспомнила про что собственно фильм.
Фильм сделан в классических традициях постмодернистского кино. Некоторые, наверное, уже в курсе, что термин "постмодернизм" я могу присобачить практически к любому явлению современной действительности, поэтому даже не удивляются. Для постможернизма характерно наложение временных пластов и их неправильное следование. И если мне показывают одни и те же 20 минут жизни, но глазами разных героев (или, точнее сказать, спинами), но это просто классический постмодернизм!
Тема школьного насилия после знаменитого случая в Columbia High School активно муссируется в Америке. Только ленивый не написал про это статью. Каюсь, я сама лично писала сочинение на эту тему в рамках курса Writing Composition в Америке. И это была первая тема, которую мы обсуждали на занятиях. Мы читали какие-то статьи по этому поводу и все в один голос говорили о том, какие ужасные сейчас компьютерные игры. Они заставляют детей убивать. Двинутая Америка и двинутые компьютерные игры. И двинутые дети, которые однажды решили придумать себе новую игру.
Главный вопрос Америки - если что-то случилось ОДИН РАЗ, что мы должны делать сейчас? Одного раза - достаточно, чтобы принимать меры или нет?
"Слон" - рафинированный фильм об этой проблеме. В нем нет моря кровищи, как в классическом боевике или фильме ужасов. Почти весь фильм - прокручивание 20 минут ДО трагедии. Обычные дети с обычной жизнью и обычными проблемами. Я бы даже сказала, что это схематичный фильм. Даже та компьютерная игра, в которую играет один из мальчишек, очень схематична, в ней нету навороченной графики, реалистичного пейзажа и т.д.

Это нежестокий фильм о жестокости.

Вообще по впечатлениям все произведения искусства для меня делятся на "мурашки по коже" и "нет мурашек". Вот такой вот странный и объективный критерий художественности. Причем я буду настаивать на том, что он объективный, потому что никаких субъективных факторов действия этого явления я пока не открыла.
Так вот - "Слон" - фильм без мурашек. Но мне все же понравился.
Tags: my movie database
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments